» » Российская архитектура и строительство XVII в


Российская архитектура и строительство XVII в

Российская архитектура и строительство XVII вРоссийская архитектура и строительство XVII в.

Штатское, светское строительство интенсивно развивалось, и если сначала века было в главном древесным, то к его концу все чаше употреблялся камень. Восхитительным прототипом древесного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных огромных и малых срубов-клетей, связанных переходами, высочайшими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и колоритная раскраска. В каменном строительстве необходимо отметить реставрацию стенок и башен Столичного Кремля, шатер, построенный над Спасской башней, Теремный дворец Столичного Кремля, Сухаревскую башню.

Число каменных штатских строений растет во 2-ой половине XVII в. Бояре, богатые негоцианты и дворяне все чаше строили в городках и в собственных усадьбах каменные жилые палаты. Более характерен тип, повторяющий планировку древесных хором и состоящий из 2-ух квадратных помещений с продолговатыми сенями меж ними. Первый этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшались плоскими лопатками либо колонками, окна обрамляли богатые наличники.

Вхрамовом строительстве тоже равномерно намечаются новые черты, связанные с обмирщением российской культуры. Так, в древесном зодчестве вместе с клетскими храмами (прямоугольный сруб — клеть, покрытый двускатной кровлей, над которой высится макушка с крестом), всераспространенными по всей Рф, строятся нелегальные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эру борьбы, которую вела церковь против светских частей, этого было довольно для запрета), ярусные церкви. В поисках сложного и обеспеченного силуэта зодчие со 2-ой половины XVII в. употребляют принцип многоглавия, прекрасным воплощением которого является церковь Преображения в Кижах, представляющая собой поразительный по красе 22-главый храм.

Те же тенденции проявились и в каменном храмовом зодчестве. Новый стиль сложился к середине XVII в. и был противоположен архитектуре XVI в. Этому стилю были присущи затейливость и асимметрия конструкции. Как правило это был пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружался приделами, папертями, лестницами и крыльцами с неотклонимыми деталями отделки — бочонкообразными колонками, арками с висящей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон. Фасады церквей становятся полихромными, колоритная раскраска деталей, цветные изразцы присваивают им праздничную нарядность. В этих храмах выразилось то светское начало, которое современники окрестили «узорочье» (церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках.

Хотя шатровое строительство было запрещено, шатры оставались одной из более любимых строительных форм и их обширно применяли, но не в качестве окончания церкви, а для венчания колоколен и крылец. Высочайшая, стройная, столпообразная колокольня, завершенная шатром, — одна из часто встречающихся тем архитектуры 2-ой половины XVII в.

В конце XVII в. в архитектуре возникает новый стиль, получивший заглавие столичного, либо нарышкинского, барокко. Это заглавие не разъясняет сути явления. Связь ряда зданий с заказами семьи Нарышкиных случайна. Также неправомерно именовать это архитектурное направление «барокко», так как сходство столичной архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто наружным. Цикличность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, в этом стиле сложились в самобытную систему, но во наружном оформлении более близкую стилю евро барокко благодаря примененным ордерным деталям.

Более много и ярко новое направление проявилось в строительстве маленьких церквей в подмосковных усадьбах. Это ярусные постройки: нижний ярус обычно квадратный в плане, пореже прямоугольный, на нем стоит восьмерик, а выше — 2-ой восьмерик, более узенький; композиция заканчивается барабаном с главой. Очень нередко это сооружение размещено на подклете и имеет вокруг открытые галереи. В верхнем узеньком восьмерике находится звонница, и выходила церковь под колокольней. Декоративное убранство этих храмов значительно отличается от храмов предыдущей поры, перегруженных тяжеловесным и пестрым декором. Новые церкви легки и роскошны, на гладком фоне бардовых кирпичных стенок верно и ясно рисуются белоснежные колонки, оформляющие грани объемов. Декор сосредоточен на обрамлении окон и дверей: они, обычно, имеют по сторонам маленькие колонки на креплениях, поддерживающие вычурный разорванный фронтончик. Заместо томных кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных частей, которые нередко именуют «петушиные гребешки». Броским монументом данного течения является церковь Покрова в Филях, тонко прорисованные детали которой в купе с безупречными пропорциями присваивают ей легкий, ажурный вид, а ярусная композиция делает эффект вертикального движения.

Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Русская архитектура и строительство XVII в.

скачать dle 11.3
Комментарии

Добавить комментарий!